История храма

  1. Предыстория
  2. Дореволюционная история
  3. Закрытие храма в 1930-е гг.
  4. Возрождение приходской жизни

1. Предыстория

История строительства в Соловцовке первого деревянного храма относится к началу XVIII века. В 1723 году кавалерии вахмистр Степан Богданович Соловцов обратился с челобитьем о построении церкви в его новопоселенной деревне Соловцовке. В марте 1727 года был дан указ о строении деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы и придела в честь преподобного Сергия Радонежского. Вначале, по-видимому, был сооружен придел, поскольку у села Соловцовки вскоре появилось второе, церковное название – Сергиевское. В 1739 году С. Б. Соловцов обратился с прошением в Вотчинную коллегию об утверждении за построенной им Троицкой церковью пашни и сенных покосов, данных им на пропитание попу с причетниками, без чего Синодальный казенный приказ не выдавал антиминс на ее освящение. В 1740 году имение за церковью было утверждено и, по-видимому, в том же году церковь была освящена.

Вторая деревянная Троицкая церковь была построена в 1782 году тщанием сына С. Б. Соловцова секунд-майора Александра Степановича Соловцова. В 1831 году она была поновлена «с нарублением колокольни с осмерика» с разрешения епархиального начальства при священнике Иакове Алексеевиче Соловцовском, рукоположенном к сей церкви в 1823 году.

Более подробное ее описание, составленное в 1887 году, приводит Сергей Зелёв в своей книге «Святой старец Иоанн Оленевский и его время» (Пенза, 2008, с. 45–46): «Церковь деревянная, построена в 1782 году. Находится на отдельном от села погосте, на горе при прудах. Одноэтажная, столпообразная в восемь гранных сторон. Алтарь пятигранный. Размер церкви в вышину 30 аршин, в длину 25 аршин и в ширину 12 аршин. Обшита тесом. Карнизы и наличники окон и дверей украшены резьбой. Кровля церкви шатровая на 8 скатов, железная выкрашена краской два года назад. У спусков кровли есть подзоры из железа. Фонарь на сводах с пролетами, устроен прямо над сводами. На фонаре есть шея гладкая, без украшений и резьбы. На церкви две главы покрыты белой жестью. Кресты на главах медные, четырехконечные, очень малого размера. Окна узкие, продолговатые, вверху полукруглые; в алтаре их два. Над окнами кокошники. Наличники у окон гладкие, с резьбой. Окна имеют отливы снаружи. Решетки в окнах железные. Дверей трое; расположены на запад, север и юг. На западных дверях, при входе в колокольню во всю величину дверей изображены старинные живописные картины апостолов Петра и Павла. Наличники дверей резные. Резьба изображена в виде зубчиков. Паперть устроена с трех сторон. Церковь внутри устроена в виде палаты. Алтарь от храма отделен иконостасом. Приделов в церкви нет. Трапеза устроена в виде палаты. Свод устроен котловый. Пол во всей церкви деревянный. Окон в алтаре два. Помост в алтаре возвышен на две ступени. Престол деревянный: в ширину, длину и вышину 1,5 аршина. Над престолом сень резная из дерева, верх шатровый. Жертвенник устроен в одном с престолом предалтарии, поставлен на открытом месте, деревянный; вышина его и ширина на пять четвертей. Иконостас старого устройства, сделан из дерева, в 5 ярусов. Царские двери из двух створок, украшены резьбой; верхушка царских дверей круглая. Солея деревянная на пол-аршина выше помоста храма, отделена решеткой. Амвон устроен из дерева. Клиросы устроены простой дощатой загородкой. Колокольня выстроена вместе с церковью, деревянная, четырехъярусная. Средина четвертого яруса устроена из столбов и над ними верх колокольни. Колоколов 6. Колокол в 5 пудов «вылит в 1768-м году июня 18 дня в Москве на заводе Степана Вялина» (фамилию трудно разобрать. С. З.). Колокол в 52 пуда вылит в 1817 году, на нем надпись: «Божию милостью вылит сей колокол в храм… в Саратове мастера Федор и Яков Котельниковы». Все иконы в иконостасе, алтаре и по стенам старого письма, некоторые из них поновлены. Имеется снимок с явленной иконы Параскевы мученицы, чтимой прихожанами и окрестными жителями» (описание взято из архива Института истории материальной культуры г. С.-Петербурга).

В 1855 году тщанием правнука основателя села прапорщика Александра Александровича Соловцова был сооружен каменный без колокольни храм во имя Всех Святых, освященный в 1856 году. Здесь в фамильном склепе он и был похоронен в 1858 году.

По указу Пензенской духовной консистории от 11 мая 1894 года старая деревянная церковь вместе с иконостасом была продана за 1400 руб. в село Голодяевку Чембарского уезда (ныне с. Междуречье Каменского р-на), куда ее в следующем году и перевезли. Утварь из церкви временно перенесли в придельную церковь во имя Всех Святых. От старой церкви была лишь на время оставлена колокольня, поскольку Всехсвятская церковь своей колокольни не имела.

Александр Дворжанский

2. Дореволюционная история

В мае 1891 года по благословению епископа Василия (Левитова) был заложен новый каменный храм, который строился при священнике Александре Евлампиевиче Любимове. В этом храме 3 июля 1913 года состоялось венчание его дочери Юлии и преподавателя Пензенского епархиального училища Александра Александровича Беляева, будущего священномученика архиепископа Августина. Храм строился по проекту пензенского епархиального архитектора, которым с 1888 по 1898 год был Алексей Егорович Эренберг – автор более полутора сотен проектов церквей, разработанных им для Пензенской епархии.

Новый Преосвященный Митрофан I (Невский), прибывший в Пензенскую епархию в 1890 году, во время богослужения в старом соловцовском храме призвал прихожан активно участвовать в строительстве новой церкви. В результате было образовано попечительство по постройке храма под председательством местного помещика Александра Александровича Соловцова, пожертвовавшего землю под строительства храма, а также деньги и строительные материалы на общую сумму 600 руб.

20 октября 1896 года по благословению епископа Павла (Вильчинского) состоялось освящение вновь построенного каменного Троицкого храма, которое совершил протоиерей Ф. Н. Сатурнов в сослужении шести священников. Всего на сооружение храма и иконостаса, живопись и позолоту, приобретение ризницы и церковной утвари было израсходовано 12275 руб.

Самыми деятельными при постройке храма, кроме помещика А. А. Соловцова, были учитель земской школы И. В. Потапов, крестьяне А. В. Карпов, П. С. Тюряев и А. В. Борунов. Старостой храма в 1895 году стал крестьянин Адриан Васильевич Карпов, владелец 300 дес. земли, который проявил большое усердие к постройке и украшению храма. В 1894 году ему была выражена признательность епархиального начальства за пожертвование на постройку храма вместе с отцом Василием Степановичем 370 руб. В 1898 году он был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди. В 1902 г. ему было преподано архипастырское благословение за пожертвование 315 руб. на приобретение медного позолоченного паникадила и 14000 шт. кирпича на устройство новой ограды. В 1914 году он пожертвовал еще 200 руб., за что также удостоился благодарности епархиального начальства. За время своего вхождение во временное попечительство по постройке храма (1891–1895) Адрианом Карповым всего было пожертвовано на строительство новой церкви 1021 руб. В 1915 году он же пожертвовал 200 руб. на сооружение дома для псаломщика.

В 1898 году статский советник Сергей Сергеевич и его супруга Сарра Александровна Де-Бове пожертвовали в храм занавес для церковных дверей и священническое облачение на сумму 200 руб., а затем еще 100 руб. Среди благотворителей также были: протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (впоследствии святой праведный Иоанн Кронштадтский), приславший в новостроящийся храм 100 руб., московский купец П. Г. Миндовский, внесший на это святое дело 200 руб., землевладелец соседнего села Оленевки дворянин Андрей Никифорович Селиванов, А. М. Соколова, пожертвовавшие по 100 руб. За время строительства храма крестьянами Соловцовки было собрано 2850 руб.

Храм, построенный в «русско-византийском» стиле вмещал в себя 1500 чел. и венчался изящным шестиконечным крестом с вставленными в его остов зеркальными стеклами. Крест был изготовлен в Петербурге по заказу землевладельца села Оленевки А. Н. Селиванова на пожертвованные им 100 руб. Дубовый трехъярусный иконостас храма отличался тонкостью резной работы и был сделан по рисунку местного священника А. Е. Любимова, написавшего две иконы – «Воздвижение Животворящего Креста Господня» и «Моление о чаше». Он же опубликовал в «Пензенских епархиальных ведомостях» (№ 1 за 1897 г.) статью о постройке и освящении нового соловцовского храма, где, в частности, говорится:

«Торжество началось накануне в 6 часов вечера всенощным бдением, которое и совершено было в новом храме вне алтаря, на середине церкви, как полагается по уставу. На следующий день к богослужению с раннего утра стали собираться не только обыватели прихода с. Соловцовки, но и жители соседних приходов. Всех привлекало редко совершающийся и большинством никогда не виданный чин освящения храма. Утром в 7 часов одним из священников было совершено водоосвящение, а в 8 часов раздался благовест к освящению храма. Храм был переполнен народом, пришедшим из разных окрестных сел и деревень и даже г. Пензы. Густая толпа народа стояла и вокруг храма. Некоторые на это освящение пришли более чем за 60 верст. Литургию совершал протоиерей Ф. Н. Сатурнов в сослужении шести священников и двух диаконов. На клиросах пели попеременно два хора певчих: на правом – хор Богоявленской церкви г. Пензы, а на левом – из соседнего села Оленевки, что содержит на свои средства А. Н. Селиванов. Херувимскую песнь пели соединенным хором пред царскими вратами весьма стройно и благочинно. В конце литургии местным священником было предложено приличествующее случаю поучению, в котором проповедник, возблагодарив Бога за созданный храм и указав на награду, какую получают строители и благотворители в молитвах Св. Церкви, обратил духовный взор слушателей на храм души человека и, выяснив преимущества сего невидимого храма пред видимым, указал также пути и средства к тому, как каждому человеку сделать храм души своей благолепным обиталищем Духа Божия.

По окончании литургии был совершен соборне молебен Святой Живоначальной Троице с провозглашением установленных обычных многолетий. Пред последним возглашением: «строителям, благотворителям и украсителям» была возглашена «вечная память» приснопоминаемому болярину Александру (А. А. Соловцову). После этого начальствующим протоиереем Ф. Н. Сатурновым было сказано к народу другое соответствующее торжеству поучение.

Да будет новоосвященный храм наш драгоценным сокровищем для прихода нашего и да исходит из него свет Христов и обилие благодати Святого Духа».

Последнее пожелание настоятеля храма особенно преисполняется сейчас, когда в нем находятся мощи священноисповедника Иоанна Оленевского (Иоанна Васильевича Калинина), служившего здесь вначале диаконом, а с 1946 года и священником.

Александр Дворжанский

3. Закрытие храма в 1930-е гг.

В 1934–1937 годах здесь развернулись настоящие баталии между многочисленными верующими, умолявшими не закрывать церковь, и всевозможными инстанциями по ликвидации культовых зданий. Главными защитниками церкви выступали священник Иоанн Хорошунов, староста церкви Пелагея Осиповна Герасимова, члены церковного совета Евдокия Ивановна Акимова, Мария Ивановна Зеленцова, Степанида Хренова, Пелагея Пыжова, Алексей Иванович Бубнов.

Закрытию церкви способствовала группа антирелигиозников во главе с председателем сельсовета Климовым. Эта группа просила закрыть церковь под школу еще в 1934 году, т. к. старая школа сгорела в декабре 1934 года и теперь 187 учеников остались без школьной площади. За закрытие церкви расписалось якобы 87% населения. Храм в Соловцовке был закрыт постановлением президиума Куйбышевского крайисполкома от 5 июня 1935 года. Верующих отослали молиться за 7 километров в Князевку, но они обжаловали постановление, написали заявление об открытии церкви за подписью 710 человек. Среди расписавшихся были духовные дочери отца Иоанна – Евдокия и Анна Кучеровы. Жалоба долго не разбиралась, письма из органов всякий раз перехватывались на уровне сельсовета. Так и не дождавшись ответа, верующие решили писать жалобу в одну из самых высоких инстанций – Комиссию Советского Контроля при Совете Народных Комиссаров СССР. В этом документе доходчиво изложены мытарства верующих по советским инстанциям.

«Гениальным декретом, имеющим Мировое значение, изданным в 1918 г. Партией и Правительством РСФСР (С. У. РСФСР №18-1918 г., ст. 263), – «церковь» отделена от Государства и школы и провозглашена «свобода совести и религии».

Данным декретом предоставлено «право» группой верующих разных религиозных общин и толков – заключать договора с Местной Властью на аренду помещений и имущество религиозных культов, каковые могут быть аннулированы лишь только в случае «нарушения группой общественного порядка и спокойствия».

К несчастью, этот гениальный декрет как бы забыт не только Местной, но даже и Центральными Властями. На основании указанного декрета группа верующих с. Соловцовки, насчитывающая в своем числе до 1000 человек, спокойно пользовалась зданием церкви для отправления своих религиозных потребностей до июня месяца 1935 года, когда ей было заявлено Местной Властью, что постановлением Куйбышевского Крайисполкома по ходатайству Председателя Кондольского РИКа, церковь с. Соловцовки передается под школу. Встревоженная группа верующих сейчас же послала своих уполномоченных с заявлением о протесте, подписанным одной тысячей человек верующих, в Куйбышевский Крайисполком, но таковое, видимо, оставлено без последствий.

Не дождавшись никакого результата от Куйбышевского Крайисполкома, уполномоченные верующие с. Соловцовки тотчас же поехали в Москву – в Культкомиссию ВЦИКа РСФСР с той же жалобой, но уже без подписки тысячей человек верующих, каковая, видимо, затерялась в Куйбышевском Крайисполкоме. Культкомиссия ВЦИКа признала закрытие церкви с. Соловцовка неправильным и предложила уполномоченным «словесно», не дав письменного распоряжения Местной Власти с. Соловцовки, в дальнейшем использовать церковь села для религиозных нужд.

В апреле м-це текущего 1936 г. Председателем Кондольского Райфо т. Захаровым было объявлено председательнице группы верующих, что по постановлению Культкомиссии от 20 марта 1936 г. церковь с. Соловцовки закрыта, несмотря на то, что причитающиеся финсборы как за аренду помещения, так и за служителей культа были уплачены группой верующих вперед целиком за весь 1936 год.

На вторичный личный протест уполномоченных группы перед культкомиссией ВЦИКа о закрытии церкви, таковые получили «формально-бюрократический» ответ, что церковь закрыта по ходатайству группы (небольшой) антирелигиозников с. Соловцовки еще в 1935 г., т. е. как раз наоборот и вопреки декрету 1918 года.

Культкомиссия ВЦИКа не обратила внимание и на протест уполномоченных, что в прошлом 1935 г. та же комиссия ВЦИКа дала «устное» распоряжение уполномоченным верующих – использовать в дальнейшем церковь под свои нужды.

В силу изложенного группа верующих с. Соловцовки Кондольского р-на Куйбышевского края, признавая действия по закрытию церкви с. Соловцовки как Местной Власти, так и Культкомиссии ВЦИКа РСФСР неправильными, просит Комиссию советского контроля при СНК СССР рассмотреть данное дело и вернуть церковь группе верующих для дальнейшего использования таковой по прямому назначению. 3 июня 1936 г. уполномоченные верующих с. Соловцовки Герасимова Пелагея Осиповна, Матвеев Дмитрий Григорьевич».

В августе 1936 года верующие вторично послали заявление в Комиссию советского контроля. Власти, попросту, глумились над верующими. Все это дело больше походило на розыгрыш православных, умело инсценированный советским антирелигиозным аппаратом. Из всей этой эпопеи хорошо видно, насколько был дорог верующим Божий храм, как жаждали они службы, молитвы, проповеди евангельского слова, да просто нормальной приходской жизни. Но ситуация упорно клонилась не в их сторону, наступало время небывалого духовного голода.

Местные власти продолжали планировать переделку храма под школу. Когда же, наконец, разобрали заявление верующих, то оказалось, что подписи, собранные за открытие церкви, относились еще к 1930 году, когда во время раскола в оленевском и соловцовском приходах одна часть верующих подписывалась за епископа Кирилла, а другая – за обновленца Николая Розанова. Допросили церковную старосту Пелагею Осиповну Герасимову, но про списки 1930 года она ничего сказать не могла, потому как сбором подписей занимался житель соседней деревни Николаевки Алексей Иванович Бубнов, который, видно, переусердствовал в этом деле: ходил по селу, собирал подписку и заодно намешал в подписные документы 1935 года листы, оставшиеся с 1930-го.

По одним данным, церковь в Соловцовке не только не открыли, а еще и привлекли к судебной ответственности членов церковного совета. По другим данным, Троицкая церковь села Соловцовка действовала до июня 1936 года. Так, в мае 1936 года здесь служил отец Иоанн Оленевский, который между утреней и обедней отдыхал в доме Карповой Анастасии Калистовны, стоявшем напротив церкви. По этому поводу 30 ноября того же года 70-летняя старушка Карпова была допрошена следователем НКВД.

По рассказам старейшей жительницы Соловцовки Галины Михайловны Куряевой, довоенная история Троицкой церкви закончилась ее переоборудованием под клуб. Это подтверждается и документом, отложившимся в Пензенском партархиве, где сказано: «К 7 ноября 1936 г. отремонтировать красный уголок при каждом колхозе и просить бюро райкома выслать представителей от райисполкома и НКВД для изъятия ценностей из соловцовской церкви и здание передать под клуб колхоза «Верный путь» (самое серьезное отношение)». «Крест с зеркалами, заказанный Селивановым в Петербурге, был сброшен и разбился», – рассказывает Галина Михайловна. Внутри, по уровню нынешних иконных лавок, храм перегородили. Здесь с одной стороны сделали буфет, с другой – раздевалку. Там, где сейчас южные врата и рака со святыми мощами отца Иоанна, устроили сцену. На месте алтаря находилась зрительная ложа для начальства. Привозили кино, устраивали танцы. Но так было недолго, видимо, что-то остановило это веселье. В самом конце 30-х помещение приспособили под колхозный склад. «При закрытии церкви, – продолжала Галина Михайловна, – люди, конечно, возмущались, но рот откроешь – в Сибирь. Потом при храме начали раскапывать склепы, где были захоронены Соловцовы. Братья Резяевы – Поликарп Киреевич и Иван Киреевич одну могилу у соловцовскои церкви открыли, гроб вынули, сапоги были целые, не истлевшие…»

Зелев С.В., Зелев В.П.

Святой старец Иоанн Оленевский и его время.

Пенза, 2008

4. Возрождение приходской жизни

На богоспасаемой Пензенской земле в 1945–1946 гг. постепенно было открыто около 30 храмов. В их числе, как относительно сохранившийся, был и Троицкий храм села Соловцовки Кондольского района. О его судьбе, еще в начале 40-х, Иоанн Оленевский пророчески говорил: «А церковь в Соловцовке скоро откроют, меня рукоположат в батюшки, и я там буду служить». И стало так. Из Оленевки и Соловцовки в Москву направилась делегация верующих, это Мария Сергеевна и Антонина Ивановна Волковы, Александра Ильинична Возилкина и Михаил Киреевич Парфенов. Их трудами и по молитвам отца Иоанна церковь в Соловцовке была действительно открыта, ее передача верующим состоялась в октябре 1945 года, о чем говорится в следующем документе.

«Пензенский Облисполком

Уполномоченному по делам русской православной церкви

при СНК СССР тов. Лысманкину, г. Пенза.

Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР, согласно заключению Пензенского Облисполкома и заявлению верующих, постановлением от 29 октября 1945 г. разрешил открыть церковь в селе Соловцовка Кондольского района.

Решение Совета об открытии церкви в селе Соловцовка одобрено СНК СССР.

Возвращая при этом заявление верующих, Совет предлагает Вам в 3-х дневный срок послать распоряжение Кондольскому Райисполкому о заключении договора на передачу здания церкви и культового имущества и поставить в известность заявителей – верующих и управляющего епархией или лицо его заменяющее.

Порядок передачи здания и культового имущества, оформление и регистрация религиозной общины и служителей культа изложены в инструкции совета для Уполномоченных от 25/УШ-45 г., которой Вам и следует руководствоваться.

Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР просит сообщить, с какого числа начала функционировать церковь и кто является настоятелем.

Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР (Карпов)».

Началась уборка и ремонт внутри церкви. Михаил Киреевич Парфенов отмывал под куполом фрески четырех Евангелистов, сохранившиеся и поныне. Верующие со всех сел несли большие древние иконы, попрятанные по сундукам и чердакам еще в 30-е годы. Трудились во славу Божию, каждый хотел внести свой вклад в обновление храма. Ждали приезда архиерея. Но службы стали совершать уже с начала 1946 года, после освящения престола так называемым малым или иерейским чином.

В первые послевоенные годы причт соловцовской церкви состоял из трех человек. Это настоятель церкви священник Дмитрий Григорьевич Рыгалов, диакон Феодор Иванович Кондрашин и заштатный диакон, а затем священник Иоанн Васильевич Калинин.

Отец Дмитрий был очень ревностным пастырем, какие нередко встречались среди послевоенных священников. Он родился в 1885 году, образование получил только начальное, в 30-е годы отбыл 3-летний срок заключения по 58-й статье. К моменту назначения в храм села Соловцовки, отец Дмитрий был уже в почтенном 60-летнем возрасте, но при этом обладал неугасимым пастырским духом и большой энергией. Ему запрещали звонить в колокола – он звонил, запрещали совершать молебны на полях – он совершал, нельзя было ходить по домам верующих, но он ходил. Ко всему этому прибавлялось его глубокое почитание отца Иоанна Оленевского. Их взаимоотношения были очень близкими. Отец Дмитрий был духовным сыном старца. Друг другу они поверяли помыслы, исповедовались, а в 1951 году перед смертью отец Дмитрий причащал старца. В 1954 году согласно ходатайству епископа Пензенского и Саранского Леонида (Лобачева) и резолюции от 27 марта Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) о. Дмитрий был удостоен сана протоиерея.

Диакон Феодор Кондрашин родился в 1885 г. в Соловцовке, получил начальное образование, занимался сельским хозяйством и пел в хоре соловцовской церкви. В 1930 году как певчий хора и кулак он был арестован и до 1934 года отбывал наказание в сталинских лагерях. Вернувшись из заключения, порвал с духовным прошлым, заявив об этом в письменном виде. Однако в 40-е годы снова вернулся к церковному служению, был с покаянием принят и рукоположен в сан диакона к церкви родного села. Думается, что возвращение Федора Ивановича Кондрашина на духовный путь произошло не без участия отца Иоанна Оленевского. Их отношения также были дружественными, старец часто останавливался в его доме, когда приезжал в Соловцовку на службу.

Около года понадобилось верующим Соловцовки и Оленевки, чтобы подготовить храм к встрече архиерея. Епископ Пензенский и Саранский Михаил (Постников) выехал на освящение храма только 2 сентября 1946 года. В атмосфере священной торжественности, при большом стечении народа было совершено освящение единственного престола во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. С этого времени за храмом прочно закрепилось название Троице-Сергиевского, в память о старом названии. Затем последовала Божественная литургия, после которой от себя, духовенства и верующих Владыка послал приветствие Председателю Совета Министров, Генералиссимусу И. В. Сталину. Торжество освящения храма было очень громким, запоминающимся на долгие годы, и вторым радостным событием после 9 мая 1945 года. Это был настоящий духовный пир для верующих, особенно тех, кто в 1935–1936 гг. противостоял закрытию храма: для них это была самая большая награда и победа.

Во время визита архиерея в Соловцовку произошло еще одно важнейшее событие, которое взволновало верующих не меньше, чем само освящение храма. С 25 марта 1946 года здесь в сане диакона начал служить всеми любимый старец Иоанн Оленевский. И вот 2 сентября 1946 года во время литургии от рук Владыки Михаила он восприял благодать священства с возложением на него наградного Животворящего Креста. Вот что говорится об этом в соответствующем служебном документе под № 33: «Указ Отцу Диакону Калинину Иоанну Васильевичу. Настоящим указом Вы, отец Иоанн назначаетесь священнослужителем к Троице-Сергиевскому храму села Соловцовки, Кондольского района, Пензенской епархии, с возведением Вас в сан Иерея и с возложением на Вас Животворящего Креста Господня с нисходящими наградами за Вашу долголетнюю, безпорочную благонравную службу Св. Христовой Церкви. Епископ Пензенский и Саранский Смиренный Михаил». Этого события ждали уже много десятилетий, ждал еще Селиванов, но произошло оно под конец земного пути старца. Так свершилось его пророчество о самом себе.

Забила ключом приходская жизнь. На первую послевоенную Пасху 1946 года в соловцовской церкви было огромное стечение верующих, люди радовались происходящему и не верили своим глазам. Негодовали только безбожники, которые, особенно в первые годы, пытались всякий раз сорвать службу. Как раз на Христову Пасху 1946 года в Сергиевской церкви произошел из ряда вон выходящий случай. Вдруг во время службы в храме начался фейерверк, прихожане подумали, что случился пожар и в панике бросились к выходу. Двери были узкими, создалась страшная давка. Раба Божия Александра, задев обо что-то в притворе, упала, и толпа пошла по ней, вывихнули ей ногу, но никто не остановился. Задавили и еще некоторых прихожан, каких-то детей из Кромщино, не насмерть, конечно. Отец Иоанн поначалу и сам испугался, но, взяв себя в руки, останавливал народ, говоря: «Не волнуйтесь, сейчас мы все устраним». Но народ уже не слышал его. Потом выяснилось, что это дело рук местной молодежи, кто-то из них придумал начинять свечи взрывчаткой. Одну из таких свечей, напоминающую современную петарду, во время пасхальной всенощной подали диакону. Сегодня еще остались люди, кто не только слышал об этом случае, но и лично был на той службе. Из Соловцовки – это Галина Михайловна Куряева, из Князевки – сестры Елизавета Михеевна Уральцева и Мария Михеевна Барышникова. Они рассказывали не только об этом случае, но и как в послевоенные годы ходили в Соловцовку говеть. Останавливались там у кого-нибудь на дому, в течение недели постились, молились, готовились к принятию Святых Тайн. Так делали многие из разных сел, особенно постом, перед большими праздниками. Пожить в Соловцовке и Оленевке считалось очень благодатно.

О высоком религиозном потенциале соловцовского прихода свидетельствует отчет уполномоченного по делам Русской Православной Церкви за 1950 год. Вот что говорится в нем. «По сведениям, полученным от Председателя сельсовета, Председателя колхоза, зав. колхозным клубом и местных пожилых колхозников, церковные службы в с. Соловцовке проводятся только по воскресным и праздничным дням. Сорокоустов и заказных обеден не бывает. Посещаемость церкви в воскресные и праздничные дни, совпадающие с рабочими днями, бывает не более 80­–100 человек (немало для будней. – С. З.). В большие, чтимые верующими праздники, когда они совпадают с выходными днями, а также на пасху, троицу церковь переполняется народом. (Вместимость церкви 700–800 чел.). Великим постом службы проводятся 5 недель. Постовые службы начинаются обыкновенно с среды. Говеющих в последние два дня недели бывает от 80 до 100 человек. Посетителями церкви в основном являются пожилые люди, главным образом женщины от 40 лет и старше из окружных сел: Князевки, Кромщино, Марьевки, Стар. Демкино, Ермолаевки, Дертевки, Каменки. Посетителей в церковь больше всего ходит из сел Марьевки, Стар. Демкино, Дертевки, Каменки. Из сел Соловцовки и Оленевки в церковь ходят только старухи. Молодежь в церковь почти не ходит, за исключением пасхи, когда некоторые из молодежи бывают из любопытства. Для привлечения посетителей имеется любительский хор из 10–12 человек. С этой же целью настоятель общины Рыгалов приводил в церковь заштатного священника Калинина – 97 лет, которого некоторые из религиозников считали за «прозорливого».

Служб под открытым небом местный церковный причт не проводил. Похоронных процессий не сопровождал. <…>

Весь годовой доход причта выражается в сумме 23.050 рублей. Доходность церковного причта за 1950 г. Райфинотделом была исчислена в сумме 26.000 рублей. <…> Из сравнения доходности причта за три года приходится констатировать, что доходность духовенства за этот период остается почти на одном уровне. На этом основании отметить значительный спад в религиозном движении района не представляется возможности. <…>

Главной причиной недостаточного еще спада религиозности в районе является слабо поставленная культурно-просветительная работа. В клубе с. Соловцовки мало читается лекций и докладов на политические и научные темы квалифицированными лекторами, а совхозный клуб в с. Оленевка почти бездействует из-за отсутствия заведующего клубом».

Кажется, этот отчет говорит сам за себя и не нуждается в особом разъяснении. Врата адовы посредством репрессий, закрытий храмов, обновленцев, клубов, агитации, кино, так и не одолели Церкви Христовой. Охраняемая Божественным ее Основателем она продолжала жить, а народ наш сохранил в сердцах своих веру, пронесенную через горечь страданий. А вот клубы, колхозы терпели провал, несмотря на все усилия безбожных властей поставить с ног на голову веками слагаемую, отцами вымоленную благочестивую русскую жизнь.

Зелев С.В., Зелев В.П.,

Святой старец Иоанн Оленевский и его время.

Пенза, 2008